Последние несколько лет активно обсуждается тема введения малого приграничного движения (МПД) между Беларусью и соседними государствами — членами ЕС, в первую очередь Польшей и Литвой. Действующим с февраля 2012 года механизмом МПД с Латвией воспользовались лишь по несколько тысяч человек с обеих сторон, в первую очередь в целях посещения родственных связей (около 70 %).
В то же время жители приграничных гродненских и брестских регионов уповают на введение МПД как на «манну небесную», надеясь получить возможность безвизового режима поездок в Польшу и Литву. Не является секретом, что основным их стимулом является «предпринимательская» жилка. Население западных территорий республики, соответствующее требованию постоянного проживания в 50-километровой приграничной зоне (около 600-900 тыс. человек), воспринимает МПД не как возможность приобщения к европейским «ценностям», а в качестве хорошего подспорья в контрабанде сигарет и автомобильного топлива, массового шопинга за дешевыми сосисками.
При этом негативные последствия, которые однозначно скажутся как на сфере торговли, так и пограничной инфраструктуре, никто не принимает в расчет. Вот и выражают негодование медлительностью белорусских властей наиболее «предприимчивые», а также оппозиция различных мастей, уповая на действия «режима» по установлению «железного» занавеса с «просвещенной» Европой.
Однако вряд ли кто-то из них удосужился вникнуть в суть текста двухстороннего соглашения МПД, а также ознакомиться с предлагаемым механизмом получения разрешения на безвизовый (но не бесплатный) выезд.
Во-первых, основанием для выдачи разрешений являются не только посещение родственников и регулярные бизнес-контакты, но и участие в культурных, образовательных, научных и спортивных мероприятиях, проводимых органами власти и учреждениями двух стран, владение недвижимостью, посещение мест захоронения родственников, получение медицинской помощи, участие в мероприятиях, связанных с местными традициями и проведением религиозных обрядов. Занятие предпринимательской деятельностью, либо работа на территории другого государства запрещены.
Однако наши, впрочем, и польские и литовские контрабандисты, вряд ли будут массово посещать музеи, костелы, стадионы, скупать недвижимость и т.п.
Во-вторых, в случае ратифицирования соглашений упрощается передвижение лиц, а не товаров через границу. Контроль будет осуществляться как и ранее, в т.ч. и таможенный. Перевозить через границу можно будет столько же, сколько и раньше. А пограничный контроль будет осуществляться на прежнем уровне.
В-третьих, на примере с Польшей, лица, желающие выехать за границу по соглашению о МПД, должны заполнить анкету на сайте польского МИДа при помощи многострадальной системы e-konsulat. Процедура абсолютно аналогична той, которую проходят сейчас для получения визы. Сроки рассмотрения заявлений могут быть до трех месяцев.
Консульский сбор за рассмотрение заявления составляет 20 евро и не факт, что вы получите добро. Причин этому может быть много: от неправильного заполнения анкеты, ошибки в записях, до наличия судимости и т.п.
Не надо доказывать, что процесс получения заветной пластиковой карточки станет аналогичным приобретению шенгенвиз (сколько это занимает времени и средств жители западных регионов, особенно Гродненской области, знают хорошо).
Вводить другие послабления на выезд в свои страны, кроме инициирования механизма МПД, наши соседи не имеют права без согласования с правительством ЕС.
Наглядным примером поспешности и необдуманности в принятии решения является введение 1,5 года назад МПД между Калининградской областью РФ и Польшей, от которого ждали многого. Однако замена виз на разрешения возродило уже вроде бы забытые многочасовые очереди на границе. При этом основная проблема в задержках при оформлении документов заключается в польском пограничном ведомстве. Граждане, выезжающие в Польшу по другим причинам, не связанным с МПД, вынуждены из-за этого страдать и простаивать в мучительных ожиданиях в пунктах пропуска.
Зато польские и российские контрабандисты оживились. Первыми тревогу забили производители продуктов питания и калининградские торговые сети. Ведь для них это прямые убытки. Затем – официальные власти Польши, для которых контрабанда из России снизила спрос на легально ввезенное в страну топливо. Директор польской организации нефтяной промышленности и торговли К.Романюк заявил, что «высокие цены на автозаправочных станциях работают на теневую экономику и ведут к тому, что уже около 6 процентов реализуемого в стране топлива привезено путем контрабанды».
Пограничники подсчитали, что основная масса поляков посещают регион лишь на несколько часов. Некоторые граждане Польши за месяц 30–70 раз курсируют через границу, а большинство польских автомобилей (те же челноки) пересекают ее более одного раза в сутки.
В то же время срок получения разрешения на выезд для российских граждан в польских консульствах составляет в среднем от 3 до 5 месяцев.
На текущий момент говорить о маломальских достижениях в реализации заявленной цели — укрепление дружбы между народами, развитие легальных бизнес-контактов, культурного и спортивного обменов, и говорить не приходиться.
Сложившаяся у россиян ситуация подталкивает к мысли, а «стоит ли овчинка выделки?».
© 2023 Stop opp · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено