05 декабря 2019      262      0

Атомная истерия

Впору вводить состояние умов отдельных политиков в перечень легких  психических расстройств. Во всяком случае, у литовских консерваторов с этим есть проблемы уже на протяжении нескольких лет. Причиной тому – строящаяся Белорусская АЭС в Островце. Не дает она им покоя.

Чем ближе срок ввода первого энергоблока станции, намеченный на конец года, тем жестче торпедирует этот энергетический проект литовская сторона. Почему? Есть тому несколько причин. Первая кроется в политической плоскости. Ряд литовских политиков рассматривают атомную электростанцию не иначе, как объект влияния России в регионе.

Что касается чисто экономического аспекта, то тут, на мой взгляд, просматривается даже некая зависть со стороны наших соседей. Они ведь тоже собирались строить АЭС, рассчитывая на помощь японско-американских корпораций и средства двух других прибалтийских государств и Польши. Но денег не оказалось. А поляки вообще заявили, что не прочь развивать отечественную ядерную программу.

Тут трудно не согласиться с точкой зрения министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея, который считает, что наша страна, по существу, является конкурентом для Литвы в сфере производства электроэнергии. Беларуси удалось получить от России дешевый кредит и поступательно продвигать свое дело. Если уж говорить откровенно, то мы обошли в нем наших соседей, чем, по существу, и вызвали с их стороны реакцию противления.

Власти Литвы во главе с нынешним президентом Гитанасом Науседой излишне политизируют ядерный проект, считая его угрозой для национальной безопасности, и пытаются вызвать обеспокоенность и сочувствие со стороны единомышленников на Западе. Но тем как-то уж не очень и страшно. Более того, у них эта надуманная антиатомная риторика, смахивающая, порой, на панический страх, начала вызывать раздражение.

Если уже Соединенные Штаты пытаются достучаться до разума литовских политиков, скажем прямо, прикидывающихся ягнятами, и желают, чтобы стороны поддерживали диалог по вопросам БелАЭС, то это говорит о многом. Выводы семи миссий, проведенных в Островце Международным агентством по атомной энергии, дали основания замминистру энергетики США Рите Барануол утверждать, что «реакторы ВВЭР, сходные с устанавливаемым на БелАЭС, безопасно работают в мире».

А ведь в прошлом Литва была пусть и небольшим, но атомным государством, экспортировала электроэнергию, в том числе и в нашу республику. В 1993 году Игналинской АЭС было произведено 12,26 млрд киловатт-часов электроэнергии, то есть 88,1 процента всего выработанного в том году страной электричества.

Показатель, пишут «Известия», попал в Книгу рекордов Гиннесса. А потом, в начале нулевых, Литва запросилась под крылышко Евросоюза и под нажимом Брюсселя поставила на Игналине крест. Европолитиков беспокоило то, что на станции были установлены такого же типа реакторы, что и на Чернобыльской. Закрытие первого, а спустя пять лет и второго энергоблока ощутимо отразилось на благосостоянии рядовых литовцев.

А затраты на консервацию былой АЭС и хранение отработанного ядерного топлива – тоже ведь существенная статья расходов. Отдавали ли тамошние власти себе отчет, на что они идут? Вряд ли. Как и в случае с продолжающимся сейчас бойкотом Островецкой АЭС. Глядя со стороны, все эти неуклюжие попытки представить ее неблагонадежным ядерным чудовищем, угрожающим в целом Европе, вызывают лишь сочувствие. С кем не бывает. Но сколько же можно демонстрировать хорошую мину при плохой игре?

http://rgazeta.by/ru/opinions/336/

  Метки: , ,

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Самое читаемое
Опрос

Будет ли Литва закупать электроэнергию с белорусской АЭС

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Читайте нас в Телеграм — еще больше новостей

Метки

© 2023 Stop opp · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено