21 октября 2014      375      0

Размышления о смертной казни

смертная казнь в беларусиЗапад, а вместе с ним и наша оппозиция, а также различные правозащитные организации регулярно упрекают Беларусь в том, что в отличие от других европейских стран в ней действует смертная казнь. Вы когда-нибудь задавались вопросом: чего в этом упреке больше – гуманизма или политики?

По моему мнению, вышеуказанные не имеют права касаться вопроса о смертной казни в нашей стране. В 1996 году белорусский народ высказал свою точку зрения: более 80 процентов проголосовали на референдуме за сохранение данной меры в Беларуси. Не такая ли форма решения спорных государственных вопросов является одним из проявлений демократии? Судя по всему, ратующая за ту самую демократию Европа как-то по-своему расшифровывает это понятие. Более того, называет отмену смертной казни обязательным условием для того, чтобы диалог Беларуси с европейскими структурами стал более плодотворным. Мол, только тогда наша страна сможет стать полноправным членом Совета Европы и более тесно взаимодействовать с Парламентской Ассамблеей ОБСЕ.

Выходит, Запад подталкивает Беларусь «плюнуть» на мнение народа, нарушить Конституцию и подстроиться под чужие лекала. Но Президент Республики Беларусь не раз заявлял, что нарушать закон он не намерен.

Наивно думать, что спустя восемнадцать лет после референдума мнение белорусов относительно смертной казни изменилось. Не безвестный Независимый институт социально-экономических и политических исследований изучает отношение белорусов к смертной казни с 2008 года. Например, в 2012 году за мораторий на нее высказалось немногим более сорока процентов опрашиваемых, остальные такую крайнюю меру наказания поддерживают.

Уверена, что большинство противников смертной казни перешли бы в противоположный лагерь, коснись беда лично их, или их близких, родных… Поставьте себя на место тех, чьи родители, дети, внуки, друзья или товарищи погибли или покалечены во время теракта в минском метро. Наверняка, вне зависимости от политических убеждений, вероисповедания, национальности и других признаков они желали террористам, по крайней мере, того, что испытали пострадавшие. Думается, не было бы смертной казни, не минуем самосуд. Благо, наш закон в силах наказать  по-справедливому.

Взглянуть на смертную казнь с точки зрения осужденных мы не можем. Но все же, показателен случай, который произошел в Италии. В 2007 году 310 заключенных, отбывающих наказание в итальянских тюрьмах, обратились к президенту страны Дж. Наполитано с просьбой заменить пожизненное заключение смертным приговором. «Мы устали умирать понемногу, каждый день. Мы решили умереть один раз», – сказано в их письме. И это при том, что условия содержания преступников в итальянских тюрьмах чудовищными не назовешь. Выходит, однозначно сказать, какой способ наказания является наиболее гуманным, нельзя.

Тем не менее, в очередной раз слышим издевку: «Беларусь – страна, где есть работа для палача». Интересно, почему так не говорят о США? В этой стране, которую некоторые считают верхом демократии, существует несколько способов смертной казни: газовая камера, электрический стул, инъекция, расстрел, повешение. Причем многие из них приводят к мучительной смерти осужденного. Например, в газовой камере человек умирает около десяти минут. А про электрический стул и вовсе ходят легенды, мол, некоторые преступники погибают после нескольких электрических «процедур». Самый распространенный в США способ – смертельная инъекция. К слову, в зависимости от особенностей организма приговоренного, смерть может не приходить в течение десяти и более минут. Много читала о механизме исполнения смертной казни в Беларуси: две минуты проходят от оглашения отказа Президента в помиловании до выстрела.

Несмотря на многочисленные доводы, некоторые правозащитники непоколебимы в своем мнении и ссылаются на конституционное право человека на жизнь. Но можем ли мы называть человеком того, кто совершил чудовищное преступление. Только вдумайтесь, за что в нашей стране могут приговорить к расстрелу: за подготовку и ведение агрессивной войны, террористический акт против представителя другого государства, международный терроризм, геноцид, преступления против безопасности человечества, применение оружия массового поражения, нарушение законов и обычаев войны, убийство, терроризм, измену государству, заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти, террористический акт, диверсию, убийство сотрудника милиции. На это не способен человек, а лишь недочеловек или человекоподобное существо.

Те мне менее, в Беларуси смертных приговоров выносится все меньше. Начиная с 2000-ых, на каждый год их приходится 1-5. Значит, число зверских правонарушений уменьшается, за что и нужно ратовать. Ведь первично преступление, а затем уж наказание.

Светлана Карпович

  Метки:

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Самое читаемое
Опрос

Будет ли Литва закупать электроэнергию с белорусской АЭС

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Читайте нас в Телеграм — еще больше новостей

Метки

© 2024 Stop opp · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено