«Под давлением поляков с памятника Костюшко в Швейцарии изъяли все упоминания о Беларуси» — такими заголовками «независимые» СМИ хотят привлечь внимание к спору, разгоревшемуся между представителем Ассоциации белорусов в Швейцарии Александром Сапегой и официальными представителями Польши в Швейцарии, приравняв его к международному скандалу.
Говорят, инициатива наказуема, и, похоже, не ошибаются.
Александр Сапега, эмигрировавший когда-то в Швейцарию, выступил инициатором открытия памятника Тадеушу Костюшко – «выдатнаму сыну Беларусi ад удзячных суайчыннiкау». Именно эти слова хотел поместить на памятник Сапега.
С предложением совместной установки памятника «общему герою» Сапега обратился к официальным представителям Польши. Те, конечно согласились и машина, как говорится, завертелась. Собственными силами белорусский швейцарец собрал на инициативу около шести тысяч долларов США, нашел в Украине скульптора, согласившегося выполнить памятник, курировал весь процесс его отлития и транспортировки из Украины в Швейцарию, где в торжественной обстановке 15 октября, в день 200-летия со дня смерти Костюшко, планировал открытие вместе с официальной польской делегацией из Кракова и Варшавы. Установить памятник планировалось в Швейцарском городе Золотурне, в котором и отошел в мир иной «выдатны сын».
Накануне ожидаемой даты первоначальные планы резко изменились. С таблички исчезли не только ожидаемые Сапегой строки о «сыне», но и версии написанной на белорусском языке. Теперь надпись лаконично гласит: «Установлен Ассоциацией белорусов Швейцарии в 2017 году». Дата торжественного открытия памятника с 15 октября изменилась на 21-е, притом, что инициатора совместного швейцарско-польского проекта даже предупредить об этом забыли.
Это неуважительное отношение, это давление польских властей на мэра Золотурна – кричит сегодня разгневанный эмигрант, но результатов это не дает. О дате открытия договориться тоже не удалось. Польская сторона согласна открыть памятник совместно, но только при условии очищения памятника от любого упоминания о «белорускости».
Мэр Швейцарского города Золотурна заявил, что не намерен устанавливать историческую истину, поэтому полностью находится на польской стороне.
Александр Сапега заручился поддержкой Фонда Костюшко в Кракове и не считает правильным делить «общего героя». После приглашения Александром официальной польской стороны на открытие памятника в качестве почетных гостей переписка и вовсе оборвалась, и всякое общение с польской делегацией прекратилось.
Похоже, Польша отказалась делить своего героя и красноречиво указала место и роль эмигранту из Беларуси. Если вернуться к истории, то все что связывает Тадеуша Костюшко с современной Беларусью, это место его рождения. Костюшко родился в 1746 году в ВКЛ, входившем в состав Речи Посполитой. На территории нынешнего Ивацевичского района Брестской области – вот фактически и все. Понятно, что никакого отношения деятельность этой личности к Беларуси не имела, потому как Беларуси тогда попросту не было.
По материнской линии он был крещен в униатской церкви — поэтому получил имя Андрей, а по настоянию отца ему дали двойное имя в честь святых Тадуеша и Бонавентуры, почитаемых католической церковью.
Восстание 1794 года, руководителем которого стал Андрей Тадеуш Бонавентура Костюшко, было последней попыткой сохранить самостоятельность и независимость Речи Посполитой в границах 1772 года.
Костюшко только родился на территории современной Беларуси. После окончания кадетского корпуса в Варшаве три года учился в Париже. Затем семь лет провел в Америке, где активно участвовал в борьбе североамериканских колоний против английского колониального господства. Костюшко был лично знаком с первым президентом США Джорджем Вашингтоном, тесно дружил с одним из авторов американской «Декларации независимости» Томасом Джеферсоном. Будучи почетным гражданином Франции, Костюшко привнес в восстание 1794 года чисто французские лозунги. Великая французская буржуазная революция прошла под лозунгом «Свобода, равенство, братство»; восстание 1794 года под лозунгом «Свобода, целостность, независимость». Все эти громкие слова, конечно же, относились к Речи Посполитой, и ни в коей мере ни к какой другой территории.
Тадеуш Костюшко по праву считается национальным героем Польши и США и руководителем восстания 1794 года на территории Польши. Во время восстания Костюшко призывал к восстановлению Речи Посполитой в границах 1772 года в чем его поддерживали магнаты и шляхта ВКЛ. Согласно Поланецкому универсалу – личному законодательному акту руководителя восстания, пытались привлечь и крестьян. Им обещали личную свободу, но без надела землей. Однако, уйти от помещика крестьянин мог только при условии уплаты долгов и государственных налогов. Было ли это возможно на деле? Конечно же, нет. Крестьяне получали призрачную надежду на волю, а по сути, судьба их была стать хворостом в топке восстания за польскую независимость.
На территории современной Беларуси их количество не смогло дотянуть и до 1/3 от всего числа участвующих в восстании. Добиться массовой поддержки населения руководителю восстания не удалось. Оно было подавлено, а в 1795 году было подписано соглашение о третьем разделе Речи Посполитой, согласно которому Речь Посполитая прекратила свое существование, как самостоятельное государство, а последний король Станислав Август Понятовский отрекся от престола. На том этапе России отошли западные земли нынешней Беларуси.
Так кем же является Тадеуш Костюшко для Польши, а кем для современной Беларуси и кто вправе называть эту историческую личность своим героем?
Пожалуй, правильно обиделись поляки на инициативу бывшего белоруса. Тадеуш Костюшко по праву своей деятельности и выбранному им историческому пути всю своею жизнь положил на алтарь польской свободы и независимости. Он, как и многие политические деятели в Польши сегодня, мечтал о польском возрождении «от можа да можа» и направить полякам приглашение совместно открыть памятник чисто польскому национальному герою – это верх наглости… но деньги-то верните! Шесть тысяч долларов – это вам не хухры-мухры. Но что-то подсказывает, что эта благотворительность белорусского эмигранта Александра Сапеги оценена в Польше по достоинству. А теперь, всем спасибо, все свободны…
В Беларуси нисколько не возражают считать Тадеуша Костюшко «своим знаменитым земляком», но ни в коем случае не национальным героем, и уж тем более не за наш счет!
© 2023 Stop opp · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено